В шутливой перепалке рекламщиков Jaguar и Mercedes-Benz немцы надсмехаются над «кошачьими рефлексами», отдавая предпочтение «электронному мозгу», работающему на основе датчиков и радаров.
Прогресс не остановить
1
Но шутки в сторону. Если верить маркетологам ведущих автомобильных марок, уже в ближайшие два года мы увидим в салонах дилеров полуавтономные автомобили Honda, Nissan, Ford, Lexus, Cadillac и Tesla. При этом премиальные марки, такие как Mercedes-Benz и BMW, уже считают свои автомобили достаточно «самостоятельными».
Презентация практически любого автомобиля с амбициями теперь сводится к утомительному перечислению наворотов, призванных испортить нам все удовольствие от вождения предупреждающими писками, мерцанием, вибрациями, а то и вовсе болтовней и попытками рулить и тормозить за нас.
Теперь уже сложно кого-то удивить круиз-контролем на небольших скоростях, функциями обнаружения всего опасного или беззащитного по периметру автомобиля на свету и в темноте, экстренным торможением, автоматическим подруливанием ради удержания заданной полосы движения и возможностью припарковаться почти без участия человека.
По мнению инженеров Mercedes-Benz, обилия разработанных ими систем активной безопасности, электронных помощников и всевозможных сенсоров должно хватить для того, чтобы уже в 2017 году их флагман S-Class справлялся с рулежкой лучше человека, занимающего водительское сидение. «В нашей лаборатории уже есть способные на это автомобили. Они выйдут раньше, чем через восемь лет», — убежден глава отдела исследований и разработок Томас Вебер.
По теме:Робокар Mercedes-Benz появится раньше следующего S-Class
Промежуточные успехи
Серьезность своих намерений показывают и другие игроки рынка. Шведская марка Volvo, подстегиваемая светлой мечтой к 2020 году сделать свои машины полностью безаварийными, уже выкатила на дороги Гетеборга сотню робокаров. Пока за поведением машин присматривают опытные водители.
По теме:Сотня автомобилей Volvo с автопилотом выехала на дороги Гетеборга
Практически на том же этапе находится компания Nissan, получившая от правительства Великобритании разрешение «выгуливать» под присмотром человека робокар на базе модели Leaf.
Принцип действия автономного электрохэтчбека, построенного совместно со специалистами из Оксфордского университета, принципиально иной: разработчики отказались от обилия дорогостоящих датчиков, оставив всего два лазера и компьютер. Вместе они создают и запоминают 3D-карту местности для того, чтобы в следующий раз уверенно ориентироваться на исследованной дороге. Таким образом, «дешевый автопилот для гражданских машин» не работает на нехоженых тропах, а значит, не является в полной мере робокаром. Тем же путем пока решили пойти и инженеры из Ford. Тем не менее, японский автопроизводитель все-таки заявляет о намерении к 2020 году наделить часть своих машин полной самостоятельностью.
По теме:Nissan построит полностью автономный автомобиль к 2020 году
Mercedes-Benz, напротив, решила не мелочиться и насовала в свой S500 Intelligent Drive все передовые технические разработки: автомобиль получил кучу сенсоров, стереокамеру, цветную камеру для считывания сигналов светофора, камеру панорамного обзора, три датчика системы ближней радиолокации и три – дальней, а также GPS-навигатор. Компьютер сопоставляет все полученные данные и определяет свое местоположение, расположение препятствий и свободное место для проезда. Количество перешло в качество: прототип Mercedes-Benz успешно проехал 100 километров по городским дорогам из Мангейма в Пфорцхайм без помощи человека.
Renault по-своему интерпретировала значение слова «полуавтономный», сделав свой электроседан Zoe самостоятельным только половину пути.
По теме:Renault установила систему автопилота на электроседан Fluence Z.E.
Renault Fluence 2013 модельного года 11 фото
Пока модель, оснащенная системой автономного управления автомобилями PAMU, протирает шины на тестовом полигоне, но, по замыслу создателей, она может лишить работы часть парижских таксистов. Автомобиль будет сам являться на вызов, после чего клиенту придется отключить автопилот и сесть за руль, если только он не возвращается домой с веселой вечеринки.
Распространено мнение, что именно службы такси и общественного транспорта первыми откажутся от человека за рулем в пользу автопилота.
И этот процесс уже начался — с прикованных к рельсам поездов метро и туристических мини-каров, разъезжающих по историческим местам со скоростью не более 5 километров в час. Британцы, правда, уже готовы переходить к более внушительным скоростям – до 19 километров в час, но пока лишь на тротуарах.
По теме:Первый серийный робокар появится в 2017 году в Великобритании
Впереди планеты всей по-прежнему находится пионер робокаростроения – корпорация Google. Эти ребята уже приступили к строительству первых автомобилей вообще без руля.
Уже весной 2015 года жители Невады и Калифорнии смогут шарахаться от 100 разъезжающих по своим делам двухместных робокаров, оборудованных лишь кнопкой старта/остановки. К счастью, разминуться с ними будет довольно легко: максимальную скорость экспериментальных машин ограничат 40 километрами в час.
О своей заинтересованности в выпуске собственного робокара недавно заявила даже компания BOSH, ранее довольствовавшаяся лишь поставками систем активной безопасности крупным автомобильным маркам. Хотя сроков называть не стала.
В этом информационном потоке начинает казаться, что автомобили без руля и педалей вот-вот станут нашей повседневной реальностью. Но на самом ли деле это так?
Обоснованные сомнения
Исследования, проведенные на основе опросов рядовых граждан показывают, что подавляющее большинство людей не готовы доверить свою жизнь и жизнь близкого человека машине.
Любопытно, что наибольшую степень недоверия проявляют жители технологически продвинутой Японии, а менее прогрессивные россияне с их мечтательным взглядом на мир настроены по отношению к автономно управляемым автомобилям куда более доброжелательно.
Надо думать, японцы чаще других сталкиваются с «глюками» электронных мозгов.
Вопрос ответственности
Разработчики ссылаются на результаты исследований, показывающих, что виновниками более 90 процентов ДТП становятся невнимательные водители (данные Nissan), и видят в робокарах будущее без автомобильных аварий.
Однако, более прагматичные участники рынка, например, представители страховых компаний, осознают, что полностью исключить человеческий фактор на дорогах не удастся, даже если на них не останется ни одной машины с рулевым колесом. Ведь разработкой систем автономного вождения занимаются люди. Они же собирают механизмы, обеспечивающие работу этих систем, а также механизмы, собирающие эти механизмы.
Сейчас инспектор дорожно-постовой службы, выезжая на место ДТП, пытается установить его виновника по показаниям участников и свидетелей событий. Но кого считать виновным, если причиной аварии стал робокар? Очевидно, все шишки посыпятся на производителя транспортного средства. Наверняка участники рынка это прекрасно понимают, от чего в их смелые обещания верится куда меньше.
Решение проблемы многие из них видят в частичной автоматизации транспортных средств: руль и педали останутся, но лишь для экстренных ситуаций, в которых человек сможет взять управление на себя.
Впрочем, вполне очевидно, что этот компромисс, как и любые другие полумеры, не решает проблему, а лишь ее усугубляет.
Ведь если невнимательность становится причиной большинства дорожных аварий даже сейчас, когда водитель смотрит на дорогу и сжимает в руках «баранку», как можно ожидать, что человек не потеряет концентрацию, если руль будет крутиться без его участия? Если в «экстренной ситуации» компьютер не смог среагировать, как скоро рядовой Homo Sapiens сумеет включиться в процесс и предотвратить аварию? Всерьез надеяться на благополучный исход можно лишь, находясь под пагубным влиянием фильмов о Джеймсе Бонде.
В сухом остатке
Серьезные люди, у которых предсказание будущего входит в профессиональные обязанности, не сомневаются в грядущей победе электроники над человеческим разумом. По мнению аналитиков из консалтингового агентства IHS Automotive, робокары полностью завоюют рынок легковых и легких коммерческих автомобилей. Но… только в 2050 году.
По теме:Эксперты предсказали число машин с автопилотом через 20 лет
По прогнозам экспертов, автовладельцы массово начнут доверять своим машинам лишь через 20 лет. К тому моменту автомобили с системами автопилота займут около 9 процентов рынка. Причем даже тогда лишь 40 процентов из них будут способны полностью взять на себя обязанности водителя.
При этом победа самоуправляемых машин приведет к серьезной перестановке сил на автомобильном рынке, считает консалтинговая компания KPMG.
По теме:Робокары изменят расстановку сил на авторынке
С течением времени автомобили становятся все более сложными технологическими устройствами, начиненными всевозможной электроникой. Поэтому неудивительно, что большинство современных водителей склонны причислять робокары скорее к гаджетам, чем к машинам. Опрос, проведенный специалистами фирмы, показал, что рядовые американцы больше доверяют робокарам Google, чем General Motors.
Подбор автопроизводителя, конечно, не самый удачный, но можно с уверенностью утверждать, что оптимизм Google имеет под собой серьезные основания.
Новости с доставкой: Вконтакте, Twitter, Telegram, Facebook, Яндекс.Дзен, Яндекс.Новости, Instagram