Хотя уже сейчас цены на нефть балансируют на крайне низком уровне в районе 35 долларов за баррель (марка Brent), аналитик уверен, что в результате бурного развития «зеленого» транспорта дела у нефтедобывающих стран пойдут еще хуже.
Цены падают
По мнению Рэнделла, 2020-е годы станут десятилетием расцвета электрокаров. Этому поспособствует значительное снижение цен на электрические транспортные средства. Уже в прошлом году стоимость производства аккумуляторов удалось снизить на 35 процентов.
Аналитики Bloomberg New Energy Finance (BNEF) уверены, что в ближайшие 6 лет электрокары сравняются по цене с автомобилями, использующими традиционные ДВС. В результате «зеленые» модели выйдут на массовый рынок.
К 2040 году электрокары с солидным запасом хода без подзарядки будут стоить менее 22 тысяч долларов, и уже 35 процентов всех продаваемых автомобилей будут оснащены розеткой.
В ОПЕК с этим прогнозом не согласны. Экспортеры нефти отталкиваются от того, что в настоящее время электрокары и подключаемые гибриды занимают всего 0,1% мирового рынка новых автомобилей. По их мнению, к 2040 году их доля увеличится максимум до 1 процента.
Продажи растут
Серийная версия электрокара Chevrolet Bolt 17 фото
Аналитики Bloomberg, в свою очередь, приводят свой прогноз роста продаж электрокаров в ближайшие годы. Они отталкиваются от заявлений Tesla, Chevrolet, Nissan и других компаний, декларирующих намерение до 2020 года представить электрокары дешевле 30 тысяч долларов, а также от результатов 2015 года.
По их данным, за прошедший год продажи «зеленых» автомобилей во всем мире увеличились на 60%.
Если такая тенденция сохранится, то уже к 2023 году электрокары позволят сэкономить 2 миллиона баррелей нефти в день. А значит, именно столько топлива окажется невостребованным. Для сравнения, перепроизводство нефти в 2015 году, приведшее к резкому падению стоимости нефти на бирже, составляло 2 миллиона баррелей в сутки. Такие данные приводит Международное энергетическое агентство.
Bloomberg приводит и менее агрессивный прогноз, согласно которому рост продаж электрокаров на уровне 60 процентов в год не сохранится. Более вдумчивые расчеты, учитывающие изменение стоимости комплектующих «зеленых» автомобилей и их доступность для покупателей, показывают ежегодный рост на уровне 30%. В этом случае потенциально приводящий к нефтяному кризису показатель в 2 млн невостребованных баррелей нефти в день будет достигнут несколькими годами позже – к 2028 году.
Альтернативные источники энергии
Эксперты Bloomberg остановились и на другой стороне вопроса, обычно остающейся без рассмотрения: источниках получения электроэнергии для зарядки аккумуляторов электрокаров. По их подсчетам, к 2040 году «зеленые» автомобили будут требовать 1900 тераватт-часов электричества – около 10 процентов всей электроэнергии, произведенной человечеством за 2015 год.
Аналитики смотрят проблему оптимистично, отмечая увеличения процента «чистой» энергии с 2013 года. Прирост электричества, получаемого от ветровых и солнечных электростанций уже три года превышает прирост энергии, вырабатываемой угольными, газовыми и нефтяными станциями. Кроме того, дешевеющие аккумуляторы и здесь внесут свой вклад, облегчив хранение энергии, запасаемой при помощи ветра и солнца.
По теме:Volkswagen разрабатывает самый дешевый электрокар в мире
Эксперты Bloomberg также проанализировали рынки лития, кобальта, марганца и меди, требуемых для производства литий-ионных аккумуляторов. Согласно расчетам, до 2030 года на производство батарей потребуется около 1% всех запасов лития и около 4% мировых запасов кобальта.
Затем, считают эксперты, появится новое поколение более эффективных и компактных аккумуляторов, использующих другие химические элементы.
Учитывая всю оптимистичность прогнозов, Рэнделл признает, что они оставляют солидную почву для скептицизма. В частности, он упоминает по-прежнему слабо развитую инфраструктуру, быстро развивающиеся, но отстающие технически автомобильные рынки вроде Китая и Индии, где рядовые потребители еще долго будут отдавать предпочтение машинам с ДВС. Наконец, рост спроса на нефть со стороны развивающихся стран может нивелировать влияние электромобилей, особенно если цены на углеводороды зафиксируются на уровне около 20 долларов за баррель.
С полной версией материала Bloomberg и инфографикой можно ознакомиться по ссылке.
Новости с доставкой: Вконтакте, Twitter, Telegram, Facebook, Яндекс.Дзен, Яндекс.Новости, Instagram