Эпоха «развитого социализма»
О том, для чего был нужен завод-автогигант в 1966 году, когда ЦК КПСС принял решение о строительстве в СССР нового автосборочного предприятия, вроде бы все понятно.
В стране уже выпускались «Запорожцы», «Москвичи», «Волги» и «Победы», но автомобиль – безотносительно его цены — все еще был страшным дефицитом. Легковые машины распределяли только по спискам на предприятиях и в свободной продаже их не было.
Поэтому Волжский автозавод принялись строить с поистине всесоюзным (читай «имперским») размахом. По плану на возведение предприятия отводилось 6 лет, но строители-ударники выполнили задачу за вдвое меньшее время: первые шесть пробных автомобилей сошли с конвейера уже 19 апреля 1970 года.
Первая очередь завода стартовала 24 марта 1971 года. Ее производственная мощность составляла 220 тысяч автомобилей в год. Менее, чем через год, была запущена вторая очередь, удвоившая производственную мощность предприятия. При этом никаких проблем с затовариванием складов у ВАЗа не было – продажи ограничивались лишь скоростью появления новых машин, хотя стоили они не дешево.
В течение двух последующих десятилетий автогигант постоянно наращивал объемы производства.
Старт с Fiat
Создать по-настоящему массовый автомобиль на голом энтузиазме, разумеется, было нельзя. Требовались современные технологии и обученные специалисты. Поэтому Министерство автомобильной промышленности СССР сразу обратилось за помощью к итальянскому концерну Fiat.
«АвтоВАЗ» предлагает «вернуться к своим» Смотреть видео
Согласно договору, итальянцы руководили процессом строительства предприятия полного цикла, а затем оснастили его всем необходимым оборудованием и обучили персонал. К слову, первыми рабочими завода стали все те же молодые люди, которых до этого тысячами свезли для его строительства. Параллельно с заводом в городе возводились и новые жилые кварталы – Тольятти переживал резкий скачок роста численности населения.
Производственное оборудование для ВАЗа готовили всем миром. Оно выпускалось на 844 машиностроительных заводах СССР и 900 заводах других стран соцлагеря, а также в ФРГ, Италии, Англии, Франции, США и ряде других стран.
Первой моделью Волжского автозавода стал глубоко модифицированный с учетом местных условий автомобиль Fiat 124 1966 года с 1,2-литровым мотором мощностью 62 лошадиные силы. Для советских покупателей кузов и подвеску машины усилили, дорожный просвет увеличили с итальянских 110 до 175 миллиметров, а задние дисковые тормоза заменили на более долговечные барабанные. Модель под названием ВАЗ-2101 «Жигули» в народе получила прозвище «Копейка».
Даже в своей базовой версии автомобиль сходил с конвейера до 1982 года. За это время модель получила несколько новых модификаций – от универсала для «дачников» ВАЗ-2102 до более престижного ВАЗ-2103 с 71-сильным мотором, разгоном до «сотни» за 17 секунд и максимальной скоростью 152 километра в час.
В 1976 году на базе свежего Fiat 124 Speciale (1972 модельного года) был построен самый массовый автомобиль ВАЗа — ВАЗ 2106, просуществовавший на конвейере с небольшими изменениями 30 лет (до 2006 года). За это время модель разошлась тиражом 4,3 миллиона экземпляров.
В 1973 году начался экспорт советских Fiat за границу. Тогда же на смену названию «Жигули» пришел бренд Lada, оказавшийся более благозвучным для зарубежных клиентов.
Гордость советских инженеров – внедорожник ВАЗ 2121 «Нива», разработанный в конце 70-х, — сходит с конвейера завода до сих пор. При этом самым принципиальным изменением модели за время ее существования остается смена названия – на Lada 4x4. В компании «Ниву» называют первым в мире кроссовером. В основе первой модели, разработанной собственными силами ВАЗа, лежит седан ВАЗ 2106.
В середине 80-х годов Волжский автозавод презентовал новое поколение автомобилей ВАЗ 2108 («Спутник»). В народ эта модель ушла с прозвищами «Восьмерка» и «Зубило» (из-за актуального в тот период клиновидного кузова). Сотрудничество с Porsche и специалистами Fiat помогло сделать автомобиль современным – с новым мотором, трансмиссией, силовой структурой кузова, подвеской МакФерсон и т.д.
Последний советский ВАЗ – бюджетная микролитражка «Ока», вдохновленная японской моделью Daihatsu Cuore, — вышел в 1988 году и просуществовал на конвейере 20 лет.
Развал СССР и смутное время
После развала СССР с монополизмом на автомобильном рынке страны было покончено. Годы изоляции и отсутствия стимулов в виде конкуренции губительно сказались на качестве выпускаемых в Тольятти автомобилей. Они морально устарели, а их качество существенно снизилось. С подержанными иномарками новые «Лады» могли конкурировать только в самых низших ценовых сегментах.
Передел собственности
Не меньшей проблемой для предприятия были действия структур, владевших или стремящихся завладеть суперзаводом после приватизации. После развала СССР АвтоВАЗ стал одним из немногих крупных предприятий, не перешедших в единоличное владение. До 2005 года завод на 53% принадлежал собственным дочерним предприятиям, подконтрольным менеджменту автогиганта, на 8% — Внешторгбанку, на 2% — государству, а еще 18% были у работников завода. Остальные акции торговались на бирже.
Криминальные войны за АвтоВАЗ, в ходе которых, по данным «Газеты.Ru» , погибло примерно 500 человек, никак не способствовали модернизации производства и повышению качества выпускаемой продукции. На самом заводе процветали хищения.
Редкие новинки
Первой постсоветской моделью АвтоВАЗа стал седан ВАЗ-2110 (LADA 110), разработанный на базе «Самары» еще в докризисном 1989 году, но добравшаяся до конвейера только в 1995 году. Автомобиль получил 1,5-литровый восьмиклапанный мотор мощностью 79 лошадиных сил и 1,6-литровый 16-клапанный двигатель с отдачей 92 лошадиные силы. Затем были выпущены универсал и хэтчбек.
В 1997 году с конвейера сошел первый седан ВАЗ-2115 – рестайлинговая версия ВАЗ-21099 («Спутник» седан). Дизайн экстерьера модели немного изменился, а салон стал комфортнее. После этой машины вывод новых моделей на рынок прекратился на десятилетие.
Кризис перепроизводства
Если в начале-середине двухтысячных автогигант уверенно наращивал производство (2004 год — 712 тысяч автомобилей; 2005 год – 721 тысяча автомобилей, 2006 год – 966 тысяч автомобилей и автокомплектов), то к концу десятилетия компания столкнулась с серьезной проблемой затоваривания складов. В том же 2006 году АвтоВАЗу удалось реализовать всего 724 тысячи машин, а в 2008 году на внутреннем рынке было продано только 622,1 тысячи автомобилей при выпущенных 810,5 тысячах и изначально запланированных 959,7 тысячах.
Запуск производства Lada Vesta Смотреть видео
В кризисном 2009 году предприятие вынуждено было останавливать конвейер для решения проблем со сбытом. За весь год АвтоВАЗ произвел всего 294,7 тысячи автомобилей и 43 тысячи сборочных комплектов. Убытки возросли до 38 миллиардов рублей (с 7 млрд рублей в 2008 году). К середине года долги компании перед поставщиками и кредиторами составляли 54 миллиарда рублей. Положение предприятия не спасла даже непопулярная мера правительства: повышение в конце 2008 года таможенных пошлин на ввоз автомобилей иностранного производства.
За год автогигант вынужден был сократить 22,5 тысячи сотрудников из 102 тысяч. Из них 11,5 тысяч вышли на пенсию, а 2,3 тысячи — оформили ее досрочно.
В октябре 2009 года АвтоВАЗ впервые официально признал, что выпускает машины «чрезвычайно низкого» качества, обвинив в этом, главным образом, поставщиков комплектующих.
Помощь государства
Завод неминуемо бы прекратил свою деятельность, если бы не был градообразующим предприятием. Правительство не могло допустить, что более миллиона человек останутся без средств к существованию (в их числе работники завода, смежных и обслуживающих предприятий и их семьи).
Обновленная Lada Priora 32 фото
Ради спасения компании государство выделило ей беспроцентную ссуду сроком на год в размере 25 миллиардов рублей, но уже за первое полугодие 2009 года убытки «съели» 19,4 миллиарда из этих средств. АвтоВАЗ через суд смог добиться защиты от выплаты налогов, упирая на свое бедственное положение.
По подсчетам Министерства промышленности и торговли, на начало 2010 года долг завода должен был достичь 76,3 миллиарда рублей. Ведомство даже предлагало отказаться от господдержки предприятия, а государственные деньги потратить на стабилизацию рынка труда в Самарской области.
Lada Kalina второго поколения 22 фото
Тем не менее, завод решено было реанимировать. До конца 2009 года он получил еще 54,8 миллиарда рублей из госбюджета, а в 2010 году была объявлена государственная программа утилизации «автохлама», позволившая увеличить продажи автомобилей Lada на 48%. Наибольшей популярностью пользовались модели Lada Priora и Lada Kalina. Всего за год было выпущено 545,5 тысяч автомобилей – на 85% процентов больше, чем годом ранее. Предприятию даже удалось временно вернуться к прибыльности.
Возрождение с Renault-Nissan
С 2008 года 25% акций АвтоВАЗа принадлежали французско-японскому альянсу Renault-Nissan. К концу 2008 года основными акционерами компании были Renault (25 %), «Ростехнологии» (25,1 %) и «Тройка диалог» (25,64 %).
Контрактная сборка
В ноябре 2009 года Renault предложила занять простаивающие мощности АвтоВАЗа производством автомобилей марок Renault, Nissan и Lada на базе единой платформы В0 (платформа Logan).
В 2010 году был принят новый бизнес-план до 2020 года, согласно которому производство за этот период возрастет до 1,2 миллиона машин в год, а инвестиции в предприятие составят 3 миллиарда евро.
Тогда же французы серьезно занялись вопросом повышения качества выпускаемых АвтоВАЗом автомобилей. В помощь «Программе повышения качества и удовлетворенности потребителей Lada», действовавшей с 2009 года, в 2011 году был открыт учебный центр для персонала «Академия Качества Альянса», а оценку эффективности его работы решено было доверить покупателям. Результатом этих усилий стало увеличение качества автомобилей «в десять раз» уже к 2013 году.
Обновленный седан Lada Granta 28 фото
В конце 2011 года АвтоВАЗ поставил на конвейер седан Lada Granta, в первом полугодии 2012 года — универсал и фургон Lada Largus на платформе B0 (Renault Logan). В июне 2012 года стартовала сборка седана Nissan Almera на платформе B0, а к 2013 году — хетчбэка Granta и ещё двух моделей Renault на платформе В0.
Борьба за эффективность
Однако, ситуация на АвтоВАЗе была не такой уж и безоблачной, как могло показаться на первый взгляд. Автозавод терял долю рынка и оставался крайне неэффективным – в 2013 году компания выпускала всего по 20 автомобилей на одного работника. Рентабельность компании по операционной прибыли составляла ничтожные 1,4% при норме для крупных автопредприятий в 6-8%.
Спасать положение было поручено известному борцу с издержками шведскому топ-менеджеру Бу Андерссону.
Швед взялся за дело всерьез и не слишком деликатно. Хотя изначально предполагалось, что завод расстанется преимущественно с лишним руководящим составом и дорогостоящими иностранными специалистами, за 2014 год работы лишились 12 тысяч (по другим данным – 14,5 тысячи) работников предприятия. Это 20,4 процента от общей численности персонала компании (на январь 2014 года – 67 тысяч человек). При этом иностранных специалистов в результате реорганизаций стало едва ли не больше.
Также жестко Андерссон обходился и с поставщиками, попросту отказываясь от услуг тех, кто не мог обеспечить требуемое качество, сроки поставок и уровень цен. Это привело к новым увольнениям (уже у обслуживающих предприятий) и подложило мину валютных рисков под сам АвтоВАЗ. Перейдя на иностранные автокомпоненты, предприятие сильнее пострадало после обвала курса рубля в конце 2014 года.
В 2015 году кризис на российском авторынке сделал положение АвтоВАЗа еще более шатким. Сокращения продолжились (теперь «по соглашению сторон» с выплатой компенсации в виде оклада за 3-5 месяцев). К концу года штатная численность сотрудников предприятия составляла уже 48 тысяч. Было закрыто Опытно-Промышленное производство ВАЗа, существовавшее с конца 1980-х годов.
Новинки и достижения
Попутно на рынок были выведены новые модификации моделей Kalina, Lada 4x4 и Granta. В 2015 году к ним присоединились полностью новый автомобиль Lada Vesta и «высокий хэтчбек» Lada Xray на базе Renault Sandero. Впрочем, сначала «псевдокроссовер» хотели построить на собственной платформе.
По теме:«Место проклято», или За что уволили президента АвтоВАЗа
В числе других новшеств – более богатое и современное оснащение моделей Lada (в списке опций появились «робот», системы стабилизации и распределения тормозных усилий, противобуксовочная система, система помощи при старте в гору, круиз-контроль, камера заднего вида, штатная навигация и многофункциональный руль).
К 2015 году АвтоВАЗ рапортовал о достижении уровня качества, соответствующего стандартам Renault-Nissan. Эффективность производства повысилась более, чем вдвое: до 48 автомобилей на одного сотрудника в год на линии «Калина/Гранта» и до 42 машин в год – на линии В0. Началась работа по улучшению имиджа марки, открылся Центр Удовлетворенности Потребителей.
Хуже, чем было
Но главное предназначение завода с точки зрения государства – сдерживать социальное напряжение в Самарской области – выполнено не было. Поэтому в начале 2016 года Андерссона досрочно освободили от занимаемой должности.
Прототип вседорожника Lada XCODE 31 фото
Более того, он не справился и с другими задачами: по итогам 2015 года АвтоВАЗ понес рекордные убытки (74 миллиардов рублей — втрое больше, чем годом ранее). По итогам первого квартала 2016 года чистый убыток компании достиг 8,6 миллиарда рублей – в 48 раз больше, чем годом ранее. По подсчетам РБК, автопроизводитель терял по 43 тысячи рублей на каждом выпущенном автомобиле.
В начале 2016 года на смену Андерссону пришел Николя Мор из румынской Dacia. И тут же продолжил политику по сокращению издержек. На предприятии поползли слухи о дальнейшем сокращении персонала, хотя руководство их категорично опровергало. По информации РБК, в первом квартале 2016 года штатная численность сотрудников АвтоВАЗа не превышала уже 44 тысяч человек. В начале года министр труда Максим Топилин подтвердил в интервью РИА «Новости», что в 2016 году тольяттинский завод покинут 2 тысячи человек. Преимущественно это коснется людей пенсионного возраста.
Аудитор предприятия Ernst & Young еще в 2015 году выразил сомнение в том, что АвтоВАЗ и его дочерние организации смогут продолжать непрерывную деятельность.
Туманное будущее
Эксперты отрасли объясняют нынешние беды компании чрезвычайно низкой загрузкой мощностей (около 40 процентов — из-за низкого спроса план на 2016 год составляет всего 416 тысяч машин вместо возможных 1,1 миллиона), а также ростом цен на комплектующие (в том числе из-за падения курса рубля) и серьезными затратами на запуск производства Vesta и Xray.
«Высокий хэтчбек» Lada Xray 19 фото
На конец марта 2016 года текущие долговые обязательства автопроизводителя оценивались в 128,5 миллиарда рублей, а долгосрочные — в 61,7 миллиарда рублей, передает «Коммерсантъ».
Летом 2016 года «Ростех» выразил готовность простить автоконцерну долг в 20 миллиардов рублей, а еще 31 миллиарда долга конвертировать в капитал компании. Помимо этого, акционеры АвтоВАЗа одобрили возможность привлечения кредитов у ВЭБа на сумму до 62 млрд рублей. Окончательное решение по долгам АвтоВАЗа планируется принять в сентябре.
По теме:Московский автосалон как декларация о намерениях
На фоне новостей о своем нестабильном финансовом состоянии АвтоВАЗ презентовал на августовском автосалоне в Москве сразу шесть перспективных концепт-каров. Модели на базе автомобилей Vesta и Xray, а также полностью новый кроссовер Lada XCODE призваны продемонстрировать будущую модельную линейку бренда на перспективу до 2021 года.
Если она появится.
Новости с доставкой: Вконтакте, Twitter, Telegram, Facebook, Яндекс.Дзен, Яндекс.Новости, Instagram