Не удивительно, что более 100 лет назад в мире появились первые гонки и гран-при, а в наше время они приобрели статус огромных бизнес-империй, где мировые производители борются за клиентов, а гонщики доказывают свое превосходство над конкурентами за рулем высокотехнологичных колесных монстров.
Сейчас в мире существуют десяти и сотни различных гоночных серий на любой вкус. Мы же выбрали самые известные, не привязываясь к условиям проведения, но обязательно учитывая статус, рейтинг и историю турнира.
Formula-1
Королева автоспорта, как еще называют эту серию, официально начала свой путь в 1950 году, но первые гран-при проводились задолго до формирования постоянной гоночной серии. По большому счету, именно формула-1 дала жизнь мировому автоспорту в широком понимании этого значения.
Все помнят Хуана-Мануэля Фанхио, Джека Брэбхема, Ники Лауду, Айртона Сенну, Нельсона Пике, Михаэля Шумахера, и наверняка слышали о борьбе Себастьяна Феттеля и Льюиса Хэмилтона в последние годы. Формула-1 не зря считается самой звездной серией, где выступают только лучшие автогонщики, а самыми известными гран-при считаются Монако, Нюрбургринг, Сильверстоун, Монца…
Постоянная борьба именитых брендов, таких как Ferrari, Mercedes, Renault, а еще ранее Ford, BMW, Honda и других, делает Формулу-1 все более технологичной. На данный момент – это вершина автомобильных технологий. Достаточно сказать, что даже ограничение регламентом обьема двигателя до 1,6 литра не мешает производителям выжимать из этого турбированного V6 около 1000 лошадиных сил, а ведь еще не так давно болиды использовали V8, V10 и даже V12.
IndyCar
В формульном мире существует не только F-1. Есть и младшие серии вроде Formula-Renault или F2 и F3, где соревнуются молодые автогонщики. Но есть и американская сестра F-1 – знаменитая гоночная серия Indy Car, имеющая за океаном ничуть не меньшую популярность, чем ее европейская старшая сестра.
На самом деле IndyCar имеет достаточно короткую историю, так как была основана только в 1996 году. Но, по сути, она является наследницей знаменитой USAC Championship Car, начавшей проводить официальные чемпионаты еще в 1955 году. В 1979-м в США ей на смену была основана новая серия ChampCar, с которой IndyCar долгое время боролась за пальму первенства и в конечном итоге победила, кода в 2008 году обе серии объединились в одну.
Сейчас IndyCar самая популярная формульная серия в США и Канаде, в которой соревнуются легендарные команды, но в отличие от Formula-1, двигателя им поставляют всего два производителя – Ford и Honda. Серия сочетает в себе как классические и любимые американцами овалы вроде Дайтоны и Инди, так и более современные гоночные треки, и даже гран-при на уличных дорогах. Наиболее известной является гонка 500 миль Индианаполиса на легендарной трассе «Старая кирпичница». В честь Индианаполиса, собственно, и названа данная серия.
DTM (Deutsche Tourenwagen Masters)
История этой серии уходит корнями в 70-е годы, но современный вид DTM приняла в начале 2000-х. По сути, это чисто немецкая гоночная серия, но участие в ней самых ярких автомобильных брендов 90-х и 2000-х делало DTM одним из самых мощных кузовных чемпионатов мира, и статус «немецкого» ничуть не мешал его популярности.
В свое время в командах DTM ездило немало бывших пилотов Formula-1, как, например, Ральф Шумахер или Жан Алези, а из производителей участие принимали BMW, Mercedes, Audi, Opel, Alfa Romeo… К слову, кузовной она называлась лишь по внешнему виду авто. Если же брать характеристики болидов — это спортивные монококи с углепластика (практически кузовная F-1).
И хотя популярность, а главное мощь серии по-прежнему остается высокой, ее лучшие времена остались позади. Более того, в этом году Merceds-Benz объявил об уходе из DTM ради Formula-E (о ней ниже), что ставит серию на грань исчезновения, ведь в ней останется всего два автопроизводителя – BMW и Audi. В общем, поспешите оценить DTM, пока она не ушла в прошлое или не начала революционные изменения ради выживания.
NASCAR
Если и есть кузовная серия, которая легко перебьет DTM по легендарности, то это американская NASCAR – абсолютно культовая серия Северной Америки, популярная во всем мире. Ее основная концепция – гоночные машины на основе серийных автомобилей, гоняющие по классическим американским овальным трекам.
Серия NASCAR даже старше, чем Formula-1, ведь была основана в 1948 году Биллом Франсем, и уникальна тем, что является частной, до сих пор находясь в руках одной и той же семьи Франс.
Несмотря на то, что в основе автомобилей NASCAR должны быть серийные автомобили, современные болиды мало чем напоминают своих «родителей» даже внешне. Но вполне возможно, что тенденция будет меняться, ведь со следующего года Ford запускает в NASCAR легендарный Mustang, а Toyota не менее легендарную Supra, и оба болида внешне выглядят максимально схоже со своими серийными братьями.
Formula-E
Электрическая формульная серия родилась не так давно — на волне повышения спроса на электрические автомобили и в соответствии с «зеленой» концепцией будущих авто первый сезон электрической сестры Formula-1 стартовал в 2014 году, а за его основу были взяты принципы и даже внешний вид болидов F-1. Впрочем, как вы уже могли догадаться, вместо двигателей внутреннего сгорания на болидах Formula-E стоят электрические силовые установки.
На самом деле, споры о необходимости такой серии и о ее будущем длятся ровно с тех пор, как мир узнал о ее появления. Скептиков серии множество, а главный аргумент является убийственным для любого фаната гонок – звучание «моторов» болидов просто ужасно, и с этим не поспоришь. Тем не менее, год за годом серия продолжает успешное существование, и постепенно привлекает все больше поклонников, а главное автопроизводителей, среди которых уже есть Renault, Audi, Jaguar, а со следующего сезона к ним присоединится еще и Mercedes-Benz.
Пилоты в серии также весьма известные, многие из которых ранее были пилотами Formula-1 — Нельсон Пике-младший, Себастьян Буэми, Ник Хайдфельд, Жан-Эрик Вернь, Лукас Ди Грасси и другие. В общем, есть за кого поболеть и на что посмотреть.
WEC (World Endurance Championship)
Это название скрывает в себе известный многим Чемпионат мира по гонкам на выносливость, куда входит уж точно всем известная и легендарная гонка 24 часа Ле-Ман во Франции.
По большому счету именно Ле-Ман является вишенкой на торте серии, и ее главной ценностью. Об этой гонке можно найти много классических и современных статей, а ее история богата и непроста. Так или иначе, но в этой кузовной серии сейчас принимают участие автомобили Gran Turismo и спортпрототипы, каждый из которых имеет по два класса.
На данный момент WEC проводит 6 гран-при, из которых четыре – это шестичасовые гонки в Великобритании (Сильверстоун), Бельгии (Спа), Японии (Фудзи) и Китае (Шанхай), одна 1000-мильная гонка в США (Себринг), и, конечно, те самые 24 часа Ле-Мана во Франции.
WTCC (World Touring Car Championship)
Чемпионат мира по шоссейно-кольцевым автогонкам достаточно известен в нашей стране благодаря участию в нем автомобилей LADA. Это один из наиболее популярных кузовных чемпионатов мира, который проводится на протяжении более чем 30 лет. Хотя по сути, WTCC стал продолжением ETCC (чемпионата Европы).
Это стабильно популярный чемпионат, где поклонники автоспорта могут наблюдать реальные серийные автомобили, доработанные для гоночных условий. Кроме LADA, в нем также участвуют Citroen, BMW, Chevrolet, Ford, Honda, SEAT и Volvo. Как видим, достаточно широкое представительство брендов, что говорит как о популярности серии, так и о ее доступности для производителей.
WRC (World Rally Championship)
От гонок кольцевых, до гонок раллийных. Чемпионат мира по ралли является еще одной легендарной гоночной серией, ведущей свое начало от чемпионата Европы по ралли, проводимого с начала 50-х годов (сейчас это младшая сестра WRC). И когда мы говорили о том, что стремление человека к скорости породило современные гонки, можно с уверенностью утверждать, что где-то тогда же на заре гоночных времен произошло первое разделение на любителей треков и тех, кто желал гонять по обычным дорогам.
Гоночная серия включает в себя ряд этапов по обычным дорогам, включая асфальт, гравий, и грунтовку со всеми вытекающими последствиями – вылетами, проколами, авариями. Но главное принципиальное различие – здесь нет обгонов. Пилоты соревнуются друг с другом заочно, по времени проезда спецучастков, расположенных по трассе.
За десятки лет серия WRC видела множество крутых серийных авто, кардинально переделанных под ралли – это и первые Audi Quattro и легендарная Lancia Delta, Subaru Impreza, Mitsubishi Lancer и Toyota Celica. Что касается последних лет, в WRC уже 14 лет идет эра доминирования французских гонщиков – Себастьяна Лёба и Себастьяна Ожье.
Dakar
Уникальная раллийная серия на выносливость, которая обросла десятками легенд и невероятных историй. Описать Dakar не хватит даже целой книги, но стоит отметить, что его история началась в 1978-м, когда впервые прошло то самое ралли «Париж-Дакар» — от столицы Франции до столицы Сенегала.
Большинство поклонников серии помнят именно африканскую историю Дакара, которая закончилась в 2009 году переездом в Южную Америку. Ралли до сих продолжает свое существование под брендом «Dakar», но кроме регламента и истории ничего общего ни с Африкой ни с Дакаром уже не имеет. Впрочем, консерваторы могут продолжать смотреть Ралли Африки, образованное после переезда Dakar в Южную Америку
Ралли-рейд Дакар объединяет в себе сразу несколько классов – мотоциклы, квадроциклы, внедорожники и грузовики, при этом существуют как заводские команды, так и частные, и даже одиночные гонщики. Регламент по сути такой же, как и в обычном ралли – спецучастки на время, с той лишь разницей, что проходят они по бездорожью и в не подготовленных условиях. Настоящий вызов природе и самому себе. Опасная и этим привлекательная гонка, где уже много лет среди грузовиков лидируют наши КАМАЗы.
MotoGP
Кто-то предпочитает раллийные дисциплины кольцевым автогонкам, а кто-то отдает предпочтение двухколесным болидам вместо четырехколесных. Именно для них мы завершаем наш обзор вершиной мотогонок – серией MotoGP.
Интересно, что первое гран-при серии прошло в 1949 году, за год до официального старта Formula-1, так что поклонники мотоциклов могут с чистой совестью утверждать, что их ведущая серия MotoGP имеет более древние корни.
В этой гоночной серии используются специальные мотоциклы-прототипы, которые не доступны в свободной продаже и не являются продолжением какой-либо серийной техники, так что MotoGP вполне можно сравнить с Formula-1, в том числе и по максимальной скорости, которая может достигать сумасшедших 350 км/час!
Новости с доставкой: Вконтакте, Twitter, Telegram, Facebook, Яндекс.Дзен, Яндекс.Новости, Instagram