ВАЗ-2101 «Копейка»
ВАЗ-2101 дал жизнь целой серии классических моделей «Жигулей», выпуск которых завершился лишь шесть лет назад – модели 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й и 7-й серии ВАЗа не что иное, как модернизации той самой «Копейки», впервые сошедшей с конвейера Волжского автомобильного завода в 1970-м году.
Безусловно, ВАЗ-2101 была по сути копией Fiat 124, и выпускалась у нас по лицензии. Но нужно отдать должно советским инженерам, копия была не бездумной. Автомобиль дорабатывался, вводились новые технические решения, которые улучшили его характеристики. С другой стороны, любой дедушка расскажет вам миллион историй по итальянскую и советскую сборку машины, причем не в пользу последней. Что есть, то есть – из песни слов не выкинешь. И каждый счастливый покупатель нульцевой «Копейки» в итоге проводил немало времени в гараже, доводя машину, как говорится, «до ума».
ВАЗ-2101 в 70-е годы был символом достатка, а с годами стал культовым «народным» автомобилем, обросшим сотнями анекдотов и легенд. Сложно найти человека в нашей стране, который бы не знал этот автомобиль или не катался на нем на протяжении своей жизни. Ну, разве что совсем молодое поколение россиян. Автомобиль был предметом гордости владельца и зависти соседей, ведь любой знал, что купить «Копейку» не только дорого (от 5500 до 7500 рублей), но и сложно — ведь нужно было еще и выстоять приличную очередь на машину.
«Копейка» снималась во многих культовых фильмах, среди которых «Приключения итальянцев в России», «Москва слезам не верит», «Спортлото 82» и многие другие. В конце концов, именно ВАЗ-2101, разошедшийся почти 5 миллионами экземпляров в кузове седан, был назван лучшим отечественным автомобилем 20-го века.
Москвич-412
Москвич 412 стал продолжением 408-й модели. По сути, ее глубокой модернизацией, которая коснулась даже двигателя, но почти не коснулась внешнего вида. Москвич было сложно назвать «динамичным» на вид авто, и он заслужил репутацию «рабочей лошадки». До сих пор у дедушек можно встретить этот автомобиль «для поездок на дачу».
Тем не менее, в конце 60-х – начале 70-х спортивные версии Москвича вполне успешно участвовали в различных международных ралли. Таким образом, за счет гоночной истории компенсировался не самый удачный дизайн. С другой стороны, его предшественник 408-й на свои года был как раз очень удачной моделью и пользовался большим спросом за рубежом.
Если первый двигатель 408-го был взят у немецкого Opel Kadett, то для 412-го советские инженеры решили собрать новый силовой агрегат. Но, как это обычно случалось в СССР, удачное советское изобретение оказалось чертовски похожим на силовую установку BMW M10. Хотя, опять же, нужно признать, что копия была более-менее «честной» — наш двигатель действительно имел некоторые свои особенности конструкции, включая алюминиевый блок цилиндров.
Москвич выпускался с 1967 по 1998 год, перебив достижение легендарной «Копейки», если брать сугубо одну модель ВАЗ-2101, а не ее глубокие модернизации вроде «Шестерки» и «Семерки». Его также использовали в милиции, но все же не так массово как «Копейку» из-за плохой устойчивости в поворотах и ненадежной КПП. Тем не менее, «Копейка» и Москвич были одним из немногих моделей в 70-х-80-х, которые мог позволить купить себе рядовой гражданин. Все мы помним знаменитые слова Шефа в кинофильме «Бриллиантовая рука»: «А на полагающиеся мне по закону деньги я, по совету друзей, решил приобрести автомобиль Москвич! Новая модель!»
ЗАЗ 966-968 «Запорожец»
Настоящим прорывом для Запорожского автомобильного завода стала модель ЗАЗ 965 – знаменитый «Горбатый» (копия Fiat 600), призванный удовлетворить растущую потребность советского населения в массовых доступных автомобилях. Но, хоть машина сейчас и является предметом охоты коллекционеров, по-настоящему массовой в производстве она не стала, сойдя с конвейера в количестве около 320 тысяч авто.
А вот его следующее поколения – ЗАЗ-966 («Ушатый» или «Чебурашка») и логический рестайл в виде 968А и 968М продержался в выпуске с 1971-го по 1994-й год. Если «Москвич» и «Копейка» были предметом вожделения в основном городского населения и его более зажиточных слоев, то «Запорожец» был призван стать «народным классом». То есть, его владельцами зачастую становились жители сельской местности, провинции, и те, кто явно не мог позволить приобрести себе «Жигули» или «Москвич», но тоже хотел стать обладателем четырехколесного «друга».
Назвать это автомобиль удобным было сложно, хотя коробка передач и двигатель в целом нареканий не вызывали. Но если на трассе машинка явно уступала более «пафосным» конкурентам, то в сельской местности и на грунтовых дорогах была незаменима, обладая отличными проходными способностями, прежде всего, благодаря заднемоторной компоновке и независимой задней подвеске. «Запорожец» приобрел славу «доброго друга», автомобиля «для рыбалки», машины, способной стать надежным помощником молодой семьи или зажиточного крестьянина.
УАЗ-469 «Бобик» и УАЗ-452 «Буханка»
В общем, мы решили не разделять две совершенно разные модели по одной простой причине. Их основная направленность была не на массового потребителя, а на сопутствующие службы. УАЗ-469 «Бобик» разрабатывался в основном для замены ГАЗ-69 в армии, а УАЗ-452 «Буханка» стала помощником советских больниц, банков и других служб.
Оба автомобиля отличались повышенной проходимостью благодаря полному приводу, а что касается «Бобика», несмотря на его внешне не слишком большие размеры, он умудрялся спокойно вмещать в себя десяток человек.
Без «Бобика» и «Буханки» сложно представить СССР тех лет. Наверняка многие не очень «сознательные» граждане помнят специальные УАЗ-469, отвозившие их в ближайшие отделения милиции. В тоже время «Буханка» стала незаменимой подругой деревенских поликлиник, благодаря своей проходимости и высокому клиренсу, позволяющему пробираться по бездорожью в самые глухие места нашей родины.
ВАЗ 2121 Нива
Конечно, УАЗ тоже использовался в качестве гражданского автомобиля, и в качестве автомобилей для руководства советских колхозов. Но именно Нива стала первым «полноприводным» авто для широкой сельской аудитории. Хотя, учитывая цены на машину (10 тысяч рублей) и пресловутые «очереди», аудитория у Нивы оказалась не такая уж «широкая» – позволить себе приобрести первый в мире «кроссовер» мог далеко не каждый колхозник.
Нет, вам не послышалось, Ниву действительно можно назвать первым кроссовером. Это сейчас в мире настоящий бум автомобили, сочетающие в себе комфорт и компактность легкового автомобиля с повышенной проходимостью. А тогда «Нива» стала настоящим вызовом эпохе, на много лет опередив время. Ни одна машина тех лет не могла похвастаться постоянным полным приводом, независимой подвеской при такой компактности и комфорте.
ВАЗ 2121 Нива стала первой по-настоящему самостоятельной разработкой ВАЗа, которая оказалась настолько удачной, что заслужила невероятную популярность даже за рубежом. Ниву покупали по всей Европе и по всему миру. Правда, нередки были случаи, когда не самый выдающийся бензиновый агрегат ВАЗ меняли на какой-либо пригодный «дизель», существенно повышавший тягу и экономичность машины. К слову, в конце 90-х на АВТОВАЗ сам начал устанавливать на экспортные варианты Нивы дизеля от Peugeot.
ВАЗ 2108 «Зубило»
К началу 80-х стало понятно, что постоянно совершенствовать «Копейку» невозможно. Нужно было что-то менять, и на помощь пришли инженеры Porsche, совместно с которыми и был разработан революционный для СССР автомобиль – переднеприводный хэтчбек с необычным дизайном, из-за которого ВАЗ-2108 «Спутник» (позднее «Самара») получил прозвище «Зубило».
Несмотря на грубое прозвище, «Восьмерка» настолько понравилась отечественному потребителю, что выпускалась на протяжении 30 лет с 1984-го года, и разошлась тиражом более пяти миллионов экземпляров.
Пик популярности и массового производства авто пришелся на конец 80-х начало 90-х – времена перестройки и развала СССР, массового «рэкета», «братков», расцвета криминалитета. Именно в этих кругах машина была наиболее популярной – резвая, с агрессивным жестким дизайном. То, что нужно для «братков».
ГАЗ-24 «Волга»
Конечно, ее предшественница ГАЗ-21 был не менее культовым автомобилем, и к тому же, пользовался популярностью за рубежом, благодаря своему «модному» для тех лет дизайну. Но пришедшая ей на смену 24-ка стала настоящим символом эпохи. Именно с 24-й «Волгой» черного цвета у советского гражданина ассоциировалась роскошная жизнь.
Да, купить такой автомобиль «простому человеку» было практически невозможно. Львиная доля машин расходилась по госучреждениям, в таксопарки и на экспорт. Так что получить «Волгу» мог только высший класс советских работников. Например таких, как герой Олега Басилашвили Юрий Самохвалов в фильме «Служебный роман» — человек, крутящийся в высших кругах, имеющий доступ к поездкам за рубеж и пьющий импортный «Red Label».
«Волга» олицетворяла собой всю возможную по тем временам роскошь – достаточно мощный двигатель, «мягкое» шасси, позволяющее ехать по дороге «как на волге», богатый салон, красиво отделанный руль и панель приборов.
«Волга» ГАЗ-24 выпускалась на протяжении 30 лет – с 1972-го по 1992-й, пережив несколько обновлений, но сохраняя свой привычный и милый взору советских людей облик. В конечном итоге, было выпущено почти полтора миллиона единиц ГАЗ-24, сделав эту модель самой массовой в истории Горьковского автозавода.
Новости с доставкой: Вконтакте, Twitter, Telegram, Facebook, Яндекс.Дзен, Яндекс.Новости, Instagram