По теме:Финансирование дорожного строительства сократится на 25%
Конкурс, в ходе которого должны быть выбраны строители участков ЦКАД, переносился уже несколько раз. Несмотря на то, что «Автодор» в течение всего 2015 года проводил консультации с потенциальными инвесторами и даже внес по их просьбам изменения в условия концессии, компании-претенденты все еще считают риски слишком высокими.
Обсуждаемые участки ЦКАД, по условиям конкурса, должны быть построены к 2018 году, когда Россия примет Чемпионат мира по футболу. Конкурсы по участкам №3 (между Ленинградским шоссе и Горьковским шоссе; 105,3 км) и №4 (от Горьковского до Каширского шоссе; 96,5 км) участкам назначены на 26 января и 5 февраля. Их итоги планируется объявить 26 февраля и 26 марта соответственно, а на 26 мая и 6 июня намечено подписание концессионных соглашений.
Список претендентов состоит из четырех консорциумов:
— «Северо-Восточная магистраль» (в составе — «Главная дорога» и управляющая компания «Лидер»)
— «СОК 24 Раша» (группа ВТБ и французская компания Vinci)
— «Инвест Финанс» (Газпромбанк и «Стройтрансгаз»)
— Автодорожная строительная корпорация («ДСК Автобан» и испанская Sacyr Concession)
Инвесторов пугают условия проекта
Потенциальные участники конкурса официально не комментируют свое участие в нем, но ранее их представители делились с РБК своими опасениями по поводу рисков, которые создают некоторые положения конкурсной документации.
В ноябре 2015 года правительство выпустило распоряжение, меняющее финансовую модель проекта в пользу соинвесторов. Им разрешено было применять для финансирования строительства плавающие ставки с привязкой к ключевой ставке и индексу потребительских цен. Кроме того, часть инфляционных рисков при инфляции от 8 до 15% была возложена на государство.
Подготовка земли
Однако, другие спорные положений конкурсной документации были оставлены без изменений. В частности, «Автодор» не полностью берет на себя обязательства по предоставлению земли до начала строительства, а это значит, что строителю трассы придется самостоятельно заниматься оформлением земельных участков и даже договариваться с их нынешними собственниками. Предсказать, сколько это займет времени и в какую сумму обойдется, весьма затруднительно.
Потенциальные участники конкурса говорят, что на данный момент на оговоренных участках под строительство трассы готово всего 50% земли. Устранение недоделок по переносу коммуникаций может быть возложено на концессионера. В результате есть риск при строительстве неожиданно наткнуться на водопроводы, газопроводы или кабели ФСБ, что надолго застопорит стройку.
Более того, в свете нестабильной ситуации на валютном рынке стоимость проекта может существенно возрасти («Автодор» финансирует лишь часть проекта; остальную сумму должен привлечь строитель).
Недооценка стоимости строительства
На данный момент стоимость строительства третьего участка ЦКАД «Автодор» оценивает в 80,1 миллиарда рублей, а четвертого – в 77,1 миллиарда рублей. Из них Победитель конкурса должен самостоятельно привлечь 32,7 миллиарда и 28,8 миллиарда рублей соответственно.
По мнению потенциальных участников, стоимость проекта уже существенно занижена (не менее, чем на 10 миллиардов рублей). Она отталкивается от цен 2010 года и годовой инфляции в размере 5%, тогда как в 2015 году инфляция официально достигла 13%.
Неопредененность со штрафами
При этом систему штрафов, взимаемых со строителей за недостатки магистрали, «Автодор» собирается оговорить уже после подачи заявок и предоставления от участников обеспечения в размере 400 миллионов рублей. Таким образом, через систему штрафов концессионер может лишиться своих инвестиций и не получить дохода.
Если конкурс по 3-му и 4-му участкам ЦКАД вновь будет перенесен, «Автодор» может потерять еще один строительный сезон и тогда уже точно не впишется в поставленные перед ним сроки.
По теме:Кризисное бездорожье: строительство федеральных трасс откладывается
На данный момент «Автодор» испытывает трудности не только с ЦКАД, но и со строительством еще одной платной дороги – участка трассы М11 Москва — Санкт-Петербург протяженностью около 90 километров от Солнечногорска до Твери.
Компании «Мостотрест» и «Автобан» прошли предквалификацию, но не заявились на конкурс. Участники опасаются повторения ситуации с участком М11 от Москвы до Солнечногорска, который опустел после введения платы за проезд.
Напомним, тариф на проезд по трассе от Москвы до аэропорта Шереметьево-2 для легковых автомобилей составил от 80 до 250 рублей в зависимости от времени суток, а весь участок до Солнечногорска — от 160 до 500 рублей. В результате большинство рядовых автомобилистов после введения платы вернулись с M11 на Ленинградское шоссе.
Чтобы вновь вернуть заинтересованность инвесторов, «Автодор» готовит изменения в финансовую модель проекта. Времени, чтобы провести конкурс и выбрать строителей, остается немного: как и в случае с ЦКАД, трасса должна быть сдана уже в 2018 году.
Новости с доставкой: Вконтакте, Twitter, Telegram, Facebook, Яндекс.Дзен, Яндекс.Новости, Instagram